22.03.2016

Сергей Чупров: «Нас обманули и подставили»

Корреспондент газеты "Городские новости" Павел Катцын встретился с президентом "Красного Яра" Сергеем Чупровым. Разговарили о предстоящем чемпионате России, изменениях в команде, подготовке "КЯ" к предстоящему сезону, допинге, женской команде и на другие регбийные темы. 

Автор: Павел Катцын «Городские новости».

Застать на месте президента РК “Красный Яр” Сергея Чупрова непросто. Даже в межсезонье он весь в работе: постоянные встречи, разъезды и перелёты. К счастью, нам удалось договориться. Сергей Иванович — прекрасный собеседник, грамотный и лаконичный. И ещё видно, как он всей душой радеет за свой клуб. Нашему спорту определённо не хватает таких руководителей.

“Стадиону” Чупров рассказал о подготовке команды к новому сезону, о подробностях назначения главным тренером Игоря Николайчука, приведшего “Красный Яр” к двум чемпионствам, а также о скандальной ситуации с заменой действующих чемпионов страны на “Енисей-СТМ” в Еврокубке.

— Вроде межсезонье, время отдыхать, а Вас на месте не застать, Вы то здесь, то там. Работать приходится не меньше, чем во время чемпионата?

— На работе я и отдыхаю. Постоянно в движении, сейчас с вами поговорю и сразу поеду в администрацию города. Так что моя работа — это активный отдых.

— Совсем недавно Вы летали на заседание Федерации регби России, какие вопросы там обсуждались?

— Главный вопрос — формула проведения чемпионата. Приняли решение, что в сезоне 2016 года соревнование пройдёт в двух группах. В первой будет шесть команд, во второй ожидается восемь коллективов. По результатам сезона запланирован переход сильнейших команд второй группы в первую, и, наоборот, слабейшие команды из первой уйдут во вторую.

— Этот регламент будет действовать только в одном сезоне, или он принят на постоянной основе?

— Мы всегда находимся в поиске оптимального календаря и регламента чемпионата. В регби главная проблема — небольшое количество команд. Первопричина этого — недостаточное финансирование. Кризис больно бьёт по российскому регби, многим клубам катастрофически не хватает средств. Поэтому часто меняется формула проведения чемпионата. Мы ищем ту, которая устроит всех и будет способствовать развитию регби на всей территории страны.

— Команд мало, с финансами у многих проблемы. Тем не менее в чемпионате сыграют 14 клубов, это хороший показатель, на Ваш взгляд?

— Тенденция к лучшему всё-таки просматривается. К примеру, в Краснодарском крае нашлись инвесторы, готовые вкладывать деньги в регбийную команду. Намерения у них серьёзные, собирают хороший состав. Вообще 14 команд, конечно, мало. Но, учитывая все обстоятельства, такое количество клубов — нормальный показатель.

— На российский спорт обрушилась волна допинговых разоблачений, коснулась она и регби, супруги Михальцовы из “Енисея-СТМ” уличены в применении милдроната. У “Красного Яра” всё спокойно?

— Тьфу-тьфу, всё пока спокойно. Мы очень внимательно следим за всем, что касается допинга. Четыре года назад был случай, когда наш регбист Рушан Ягудин съездил в сборную России по регби-7 и вернулся оттуда с допингом. В клубе у нас жёсткий врачебный контроль. Сами берём промежуточные анализы. Все ознакомлены со списком запрещённых препаратов, пока нас эта беда не коснулась.

— То есть игроки знают, что самолично не должны принимать никаких лекарств и не есть то, где могут оказаться препараты, внесённые в список запрещённых?

— В голову каждого человека не заглянешь, поручиться за всех очень сложно. Бумаги регбисты подписывают. Без согласования с врачом никакие лекарства они принимать не имеют права.

Вообще моё мнение по всей этой ситуации с допингом аналогично мнению министра спорта страны Виталия Мутко. Было заранее объявлено, какие препараты станут запрещёнными. Времени, чтобы вывести их из организма, было предостаточно. Кто-то успел, кто-то нет. Осуждать никого я не возьмусь. У спортсменов своя голова на плечах, они сами несут ответственность за свои поступки.

— С допингом закончим и перейдём к составу “Красного Яра” в новом сезоне. Какие-то приобретения и потери можете озвучить?

— Мы решили отказаться от услуг десятого номера из Тонга Фангатапу Апикотоа. Поблагодарили его за вклад в прошлогодние успехи и попрощались. На его место приглашён Лаша Малагурадзе, очень серьёзный регбист, имеющий в своём активе более шестидесяти матчей за сборную Грузии, шесть титулов чемпиона Европы и два участия в Кубке мира, причём в 2015 году он сыграл на главном регбийном турнире во всех матчах. Это о многом говорит. Контракт заключён на три года.

У нас свои десятые номера подрастают. Молодые, талантливые ребята, но им пока объективно не хватает опыта. Чтобы бороться за самые высокие места, нужна длинная и качественная скамейка запасных. К тому же рядом со сложившимися мастерами юные регбисты растут быстрее.

Слабыми позициями во всём российском регби считаются первая и вторая линия, мы их усилили за счёт собственных резервов. Кирилл Готовцев и Азамат Битиев, благодаря грамотной работе Игоря Николайчука и Сиуа Таумалоло, выросли в твёрдых игроков основы. Они совсем недавно пришли из борьбы, где-то им не хватало опыта. Но сейчас и тот и другой призываются в сборную и действуют на своих позициях очень уверенно.

— Прогресс Готовцева, пришедшего из борьбы, поражает. Складывается впечатление, что если бы он занимался регби с детства, был бы сейчас суперзвездой, согласны?

— Кирилл всё делает правильно, понимает, что от него требуют. Усердно работает. Будем надеяться, что в новом сезоне он сыграет ещё более ярко и полностью раскроет свой потенциал.

— Назначая молодого специалиста Игоря Николайчука главным тренером, ожидали от него таких успехов: два чемпионства за три года?

— История назначения Игоря связана с невосполнимой утратой для всех нас. Из-за болезни мы потеряли друга, блестящего спортсмена, отличного тренера Юру Николаева. Когда он был жив, но уже не мог работать в полную силу, мы с ним часто общались. И именно он рекомендовал Игоря на пост главного тренера. Кроме него был ещё один кандидат — Володя Негодин. Но мы решили оставить его в нашей школе. Поговорили, сошлись на том, что школу пустой оставлять нельзя. Что касается Николайчука, то в наше время большая редкость, когда у человека горят глаза не от денег и ещё каких-то материальных благ, а от игры и жажды победы. Игорь именно такой, это в нём подкупает.

Он справился со своей задачей на сто процентов. Два золота — отличный результат. Относительная неудача была в 2014 году, но в спорте всё бывает. Всегда выигрывать невозможно.

— Женская команда в прошлом году впервые стала чемпионом страны, опередив многолетних лидеров из РГУТИСА. В это межсезонье бывший главный тренер подмосковной команды возглавил женский “Енисей-СТМ”, теперь они будут главными конкурентами или всё-таки РГУТИС?

— Думаю, именно РГУТИС. У них прекрасный состав, сыгранный, опытный. Но и мы не промах. Лидеров сохранили, добавились молодые, талантливые девчонки. Главный тренер Валерий Багдасаров — настоящий профессионал своего дела, он прекрасно понимает, что удержаться на вершине гораздо сложнее, чем взобраться на неё впервые. Уверен, что Багдасаров знает, что делать, чтобы вновь привести наших девушек к чемпионству.

Радостен тот факт, что в “Красном Яре” большое количество кандидаток в сборную страны. Мы все мечтаем, чтобы женская национальная команда попала на Олимпиаду. Если это произойдёт, то, как минимум, три регбистки нашего клуба должны попасть в олимпийский состав.

— Довольны, как работает школа “Красного Яра”?

— Когда мы только её создали, было тяжело. Первые три-четыре года откровенно лихорадило. Сейчас всё вошло в рабочую колею. Наша школа меньше, чем у “Енисея-СТМ”, но тому есть объективные причины. Фактически “СТМу” отдали краевую школу. Тогда министром спорта края был Сергей Гуров, и школу передали “Енисею”, что называется, по-свойски, по сватовству. Считаю это неправильным. И краевая, и городская школы должны работать под юрисдикцией федерации. Естественно, что большинство опытных тренеров оказались в школе “Енисея-СТМ”.

Мы поначалу отставали, но сейчас вышли на хороший уровень В первую очередь благодаря таким наставникам, как Негодин, Николай Киселёв и Анатолий Ивашкин. Подрастают и набираются опыта молодые тренеры Иван Багдасаров и Артём Чупров. Спокоен за будущее и нашего клуба, и нашей школы, она в надёжных руках.

— Ваш сын Артём показывает очень хорошие результаты в работе с юными регбистами, видели в нём задатки тренера?

— Считаю, что он сам себя воспитал на этом поприще. Возможно, сыграли роль мои друзья-тренеры, Артём видел их, общался. Я рад за него, искренне горжусь сыном. Он выбрал правильный путь. Но работы у него непочатый край, предела совершенству нет.

— Никак не получается уйти от скандальной ситуации по поводу замены “Красного Яра” на “Енисей-СТМ” в Еврокубке. Принято ли окончательное решение, и как вообще такое могло произойти?

— Считаю, что нас попросту обокрали и обманули. Нам говорили одно, на деле вышло совершенно другое. Мы доверились определённым людям из федерации, которые обещали, что дорогу нам никогда не перейдут. Получилось иначе.

Фактически решение уже принято, и время упущено. Из-за всей этой ситуации сорвались наши сборы. Мы подвели английские команды, которым гарантировали спарринги. Полная сумятица, чётко и официально нам пока никто ничего не сказал. Мы вынуждены были принять решение о проведении сборов в Грузии, которые из-за спешки не подготовлены на должном уровне. Но ничего не поделаешь, поедем в Грузию. Проведём несколько матчей с местными командами.

Вся эта ситуация вышла нам боком. Готовились к одному, надеялись на новый вызов и мотивацию, а в итоге нас подставили.

— Как игроки и главный тренер отреагировали на эту ситуацию?

— В коллективе шла целенаправленная планомерная подготовка, которая началась ещё в ноябре прошлого года. В феврале появились первые ласточки нарастающего скандала, а в марте нам говорят, дескать, вы ребята, подвиньтесь. Может, будете играть в Еврокубке осенью, а может быть, и нет.

Для любого спортсмена, который выходит на более высокий уровень, а ему говорят, что надо подождать, время твоё ещё не пришло — это удар по психологии.

В первую очередь обидно за наших болельщиков, которые несколько лет ждут от “Красного Яра” участия в европейском турнире. И когда наконец дождались, нас берут и заворачивают. Очень нехорошая ситуация. Больно и обидно.

— Есть опасения, что этот скандал скажется на настрое и мотивации игроков в играх внутренних турниров?

— Всякое может быть. Характер у ребят крепкий, неприятности такого рода из колеи выбить не должны. Но лучше от всего этого, конечно, не будет.

— На чествовании “Красного Яра” директор “Енисея-СТМ” Александр Первухин вручил вам памятный подарок: как бы передал эстафету в Еврокубке. Что с этим презентом теперь сделаете?

— При случае отправлю обратно. Пусть всё это останется на его совести, а также тех людей, кто не пустил нас в Европу.

— Вы возглавляете “Красный Яр” много лет,. Случаются такого рода ситуации, выбивающие почву из под ног, не устали ещё от регби, от клуба?

— Ни в коем случае. Эта работа — огромная часть моей жизни, приносящая большую радость. Есть огорчения, но они переживаемы. Не представляю себя вне “Красного Яра”.

— То есть внутри Вы стали бело-зелёным?

— Естественно, хотя всегда считал, что цвета “Красного Яра” должны быть красными.