26.03.2022

Сергей Чупров интервью "РБ-Спорт"

Президент «Красного Яра» в большом интервью «РБ Спорт» рассказал о последних проблемах, с которыми столкнулась команда, о лимите на легионеров, «семерочном» направлении, потолке зарплат и многом другом.

Автор Никита Маврин

– Команда планировала провести сборы в Турции или на юге России. Наверняка, планы пришлось корректировать. Что сейчас, работаете в Красноярске?
– Да, решение о вылете в Турцию, к сожалению, отменилось. За день до отлета нам сказали, что самолет туда не полетит. Срочно поменяли тренировочный процесс. В основном, сейчас занимаемся в тренировочном манеже – работаем над физической подготовкой и на поле. 28-го марта команда отправится в Крымск на двухнедельный сбор. Там точно состоятся спарринги между дублем и главной командой, причем не один, а минимум два-три. Кроме того, хотим провести еще один тест-матч с клубом из чемпионата России. Если получится, будет здорово.

– В Сочи на этой неделе состоится тур по «семерке». У «Яра» группа со «Стрелой», «Локомотивом» и «Таганьим Рогом». Какие у вас ожидания от команды?
– Едем мы туда свободными от очковых обязательств. За призовое место бороться будет сложно, но это, возможно, и к лучшему. Команда покажет интересную и зрелую игру. Тем более, что коллектив на «семерку» у нас собрался более чем достойный. «Семерка» – не профилирующий вид для нас, но спокойной жизни фаворитам мы не дадим.

– Туда поедет молодой состав или усиленный игроками основы?
– В Сочи поедет специалист по регби-7 Игорь Галиновский, будет в команде Евгений Коломийцев и многие другие.

– Насколько важным вы считаете развивать «семерочное» направление в «Красном Яре»?
– Мое мнение неизменно. Его нужно развивать, но другим способом. Нужно проводить большую селекцию, но не через чемпионаты России. В «семерке» должны быть совершенно другие игроки – скоростные, выносливые. Поэтому состав с регби-15 сильно разнится. Профессиональной «семерки» нет во всем мире, только в Швейцарии, но это совершенно не лидер в регби. Да, регби-7 – это олимпийский вид спорта. Да, мяч у регбистов в «пятнадцать» и «семь» один. Но сейчас нам нужны для регби-7 хорошие спринтеры и координированные игроки. Если в будущем нас допустят на международную арену, мы обязаны провести хорошую селекцию, тогда у нас будут перспективы. А пока мы идем по другому пути. К большим результатам он нас не приведет. Может быть, мы будем играть пять лет в чемпионате России по «семерке» и найдем всего одного игрока.

– Как сложившаяся ситуация в мире ударила по возможностям «Красного Яра»? Некоторые клубы и вовсе едва ли не на грани закрытия. Есть ли у вас финансовая подушка?
– Проблемы есть везде. Мы тоже смотрим на эту ситуацию достаточно серьезно, анализируем свои финансовые возможности. Пока все стабильно. Мы создали антикризисный штаб, так же как и Федерациярегби России. Есть такое мнение, что в этом году после чемпионата России, который завершится в июне, через месяц начнется уже новый турнир. И он будет проходить по системе «весна-осень», то есть, также закончится в 2022-м году. Настроения всех участников чемпионата подводят к тому, что мы в России снова вернемся к формату проведения «весна-осень».

– Как дела с легионерами? Как мы понимаем, они успели вернуться в Россию из ЮАР и Тонга?
– Да, они приехали в Красноярск. На данном этапе все легионеры остаются в команде, ситуация такая, что мы доиграем чемпионат в прежнем составе. А вот дальше планируется видоизменить схему легионеров. Мы не сторонники ужесточения лимита на иностранных регбистов. Но если мы придем к чемпионату вообще без легионеров, тогда мы полностью себя изолируем от ведущих европейских команд, что делать ни в коем случае нельзя. Да, ограничить их в зарплате и ввести потолок зарплат – это правильное решение Высшего Совета ФРР. Но если мы их вообще уберем, то выстрелим сами себе в ногу. Не с кого будет брать пример нашим молодым игрокам. А у нас вот на крымский сбор готовятся восемь молодых игроков с дубля. И это при том количестве легионеров, что у нас есть сейчас в команде. У нас много талантливых ребятишек, есть хорошая смена. Это такие парни, как Артем Борзенков, Александр Кадиров, Данил Лосенков,Хушнуд Сангинов, Буркуталы Тойчуев, Денис Цурупа, Артем Варыгин. Я думаю, если мы уберем всех легионеров, то уровень чемпионата России может сильно упасть.

– В следующем сезоне в российском регби планируют сделать лимит на легионеров, при котором в заявке на матч будет лишь три иностранца. Уже задумываетесь о том, как будет выглядеть команда?
– Я думаю, что это не окончательное решение. Большинство клубов ведут обсуждение этого вопроса, и они не поддерживают эту модель. Приемлема система 5+1, команды чемпионата России выступают за такую систему. Вопрос еще не закрыт, и он будет решаться на ближайших Высших Советах ФРР. Но еще раз повторюсь, позиция «Красного Яра» в том, чтобы оставить как можно больше иностранцев.

– Они получают зарплату в рублях или в валюте?
– Мы с легионерами все решили, зарплату они получают в рублях и не больше той суммы, которую обозначила в потолке зарплат Федерация Регби России в своих антикризисных мерах. Иностранцы с этим согласны, тем более, мы им объяснили, что это положение дел временное. Они достаточно молодые у нас и видят перспективу играть в России.

– Вы говорили, что в марте откроется многофункциональный комплекс «Красный Яр». Это произошло или еще нет?
– Это уже происходит, мы частично заходим в него. В конце марта – в начале апреля мы окончательно его откроем. Команда будет жить на прекрасной базе, которой нет ни у одного клуба. Мы гордимся тем, что нас поддерживает такая мощная компания как «Полюс». Будем прилагать все усилия, чтобы оправдать это доверие.

– Сборную России отстранили от всех международных соревнований. Насколько это справедливое решение, и как думаете, как долго оно будет действовать?
– Я думаю, как закончится конфликт в Украине, через полгода – год все вернется на круги своя, в том числе и все спортивные события. Другое дело, какие последствия будут от этого, и как вся ситуация отразится на наших командах и клубах.

– Реально ли сборной России прогрессировать, играя тест-матчи с Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном, не имея возможности выступать на чемпионате Европы?
– Уровень российского регби сейчас достаточно высок. В промышленности это называется товарозамещение. У нашей федерации есть варианты организовать в этом году несколько игр, например, Восток против Запада или же сборная чемпионата против легионеров. Можно сделать много интересных турниров. В России любят регби, нужно делать подобные игры в Москве, Красноярске и других города, причем обязательно со зрителями. Год-полтора мы сможем поддерживать регби на высоком уровне. А вот, что будет дальше, угадать сложно.

– Сейчас в ФРР создан антикризисный штаб. С какими идеями по спасению российского регби вы согласны, что в «Красном Яре» предпринимаете сами?
– Потолок зарплат – решение Высшего Совета, от этого никуда не денемся. В принципе, у «Красного Яра» была возможность к этому вопросу не прибегать, но поскольку в России есть клубы, которым это необходимо, мы принимаем решение и делаем это в поддержку всего чемпионата. Что касается нас самих, то мы улучшаем тренировочные возможности команды, хотим приобрести еще одного-двух иностранных тренеров для улучшения качества тренировок. Посмотрим, как будет дальше. У нас достаточно большая детская спортивная школа, есть над чем работать. Если болельщики будут ходить на наши игры, матчи будут интересными, то все будет нормально.