Игорь Николайчук: "Мы хотим побеждать. Нельзя быть на поле и не думать о победе". Эксклюзивное интервью главного тренера "Красного Яра".
Сегодня «Красный Яр» прилетел в Лондон. Завтра превью матча с «Лондон Айриш», а сегодня мы публикуем интервью главного тренера «Красного Яра» Игоря Николайчука, которое он дал официальному сайту клуба перед отъездом в Лондон и Тбилиси. Подвел итоги ушедшего года и не только. Обо все по порядку.
- Сезон 2017 года получился длинным. Он еще не закончился, впереди два матча с «Лондон Айриш». Но начиналось все стыковыми матчами с «Тимишоарой Сарацинс» за право играть в групповом этапе Кубка Вызова. Первую игру в Грузии проиграли, вторую – в Тимишоаре выиграли, хотя по идеи должно было быть наоборот.
- Почему в Грузии проиграли? Во-первых, был длинный перерыв, мы не играли. Устали тренироваться, это давило морально. Во-вторых, на сборе в Грузии ожидали, что сыграем три теста, сыграли один и то спарринг получился скомканным. И, в-третьих, ожидали легкую победу, поэтому регбисты сыграли не в командную игру, а много брали на себя, плюс травмы – выбыл Дорофеев, карточку получил Малагурадзе… в общем недонастроились.
В Румынии, когда у нас уже заканчивался длинный сбор, мы успокоились, максимально настроились на реванш. Успокоились и румыны, они увидели, что нас можно обыгрывать и думали, что победа в Грузии гарантирует им выход в групповой этап Кубка Вызова. И ошиблись. Мы очень хорошо сыграли в командную игру, чего не было в Тбилиси, отлично защищались, даже когда нас на поле оставалось 13 человек, убрали свои ошибки, получили мало штрафных и был очень быстрый, хороший мяч. Победили по делу.
- Затем последовали два поражения от «Енисея-СТМ». В финале Континентального щита и в полуфинале Кубка России. Что произошло?
- В Шотландии сыграли плохо, потому что после победы над «Тимишоарой» посчитали задачу выполненной. Настрой, который был в Румынии, куда-то улетучился. На сегодняшний момент, честно скажу, команда «Красный Яр» играет так, как сама настроится. Если некоторым игрокам стоит выйти на поле с недонастроем, это сразу сказывается. В финале Континентального щита, к сожалению, именно так и получилось.
Полуфинал Кубка России совсем другая игра. И настрой, и динамика были на хорошем уровне. Когда идет равная игра, много зависит от судьи. К сожалению, в начале второго тайма судья игру сломал, назначив два спорных штрафных. Видео с этими штрафными я показал французскому рефери, отвечающему за назначение арбитров на матчи Кубка Вызова. Он сильно сомневался в их справедливости… Но не будем про судейство. Все-таки команда должна выходить из таких ситуаций и побеждать. Мы немного изменили стиль игры, были готовы и хорошо сыграли в динамике, но немножко не повезло.
- В чемпионате России «Красный Яр» выступал ровно, уверенно шел по турниру. Волновал только один момент. Когда команда уезжает на двойной выезд, то второй матч играет намного ниже своих возможностей. Поражения в Краснодаре в первом полуфинале из такой серии, хотя до этого «КЯ» уверенно выиграл «Кубань» в регулярном чемпионате.
- Двойной выезд – это тяжело, это долго. Естественно нарушается тренировочный процесс. Невозможно сделать две тренировки: сначала на поле, затем в тренажерном зале. Если в Москве еще более-менее можно организовать работу, то в Краснодаре невозможно. Мы долго сотрудничаем с гостиничным комплексом «Измайлово» в Москве. Они идут нам на встречу. Рядом есть хорошее поле, есть тренажерный зал. В Краснодаре таких условий нет. До тренировочной базы «Кубани» ехать примерно два часа. Два часа туда, два обратно. Поймите – это очень неудобно, может занять весь день. Есть еще один момент. На «Красный Яр» настраиваются все команды. «КЯ» титулованный клуб, при своих болельщиках все хотят нас обыграть. Есть свои интриги, когда некоторые команды проходят такие выезды малой кровью. Это не совсем правильно. Надо со всеми играть на победу: хоть с «Красным Яром», хоть с «Енисеем-СТМ», хоть с «ВВА-Подмосковьем». Лучший игрок чемпионата Денис Симпликевич в интервью сказал, что у «Енисея-СТМ» все матчи были сложные, кроме Суперкубка России. Получается «Кубань» вполне могла биться в мае за победу в Суперкубке, но не билась. Спорт не любит такое выборочное отношение к себе – здесь играем, а здесь бережем силы. За такое следует наказание. Регби такое не прощает. Если вернуться к поражению от «Кубани» в первом полуфинале, то не могу не сказать про безобразное судейство. Не знаю, для чего они это делают? Арбитры сами выбирают свою судьбу. Я всегда с ними обсуждаю моменты матча, говорю, что ваше судейство затем оценивают в Европе. Кто вас после таких матчей назначит обслуживать международные игры? Сам был арбитром. Регби смотрят не дилетанты, смотрят профессионалы. Смотрят и болельщики, которые даже если не играли, но знают игру и когда идет странное судейство, они все видят. Часто борьба идет не только на поле с соперником, но и с судейскими ляпами. Это плохо.
- «Кубань» в ответном матче была обыграна 30:13, а затем были финалы с «Енисеем-СТМ». После первого, когда проиграли – 9:20, все нашу команду похоронили. Но второй финал показал, как близок был «Яр» к чемпионскому титулу. По сумме проиграли четыре очка, не хватило одной попытки, а в конце матча регбисты СТМ отчаянно тянули время и отбивались. Что все же не хватило для чемпионского титула?
- Не хватило мастерства. Два подряд титула упущены из-за нехватки мастерства в решающие моменты финалов. Мастерство в такой момент – это хладнокровие, умение выжать максимум из ситуации, стремление и желание биться от первой и до последней секунды матча. Я много говорю регбистам: «вы должны иметь огромное желание выиграть, а не искать причины, почему не получилось».
Первый финал мы проиграли сами. Немного не поверили в себя. Было два трудных полуфинала с «Кубанью» и после них ребятам надо было немного перестроиться, переключиться. Это не хватило, как и не хватило времени для восстановления сил. К тому же у меня короткая лавка: должно быть не 23 равноценных игрока, а хотя бы 30. Травмы, где-то кто-то устал, кто-то перегорел. У меня должна быть равноценная замена. Человеческого ресурса не хватило в финале, не хватает и сейчас, когда мы играем в еврокубках. На второй финал мы уже вышли подготовленными, перестроились в нужном направлении и сыграли значительно лучше.
- Многие сегодня рассуждают, не ошиблись ли вы с десятым номером? Не играет Эдди Паеа, играет Лаша Малагурадзе, который может выдать фееричную игру, все забить, а может сыграть авантюрно, терять мячи, нарушать правила на ровном месте, не попадать по воротам?
- Паеа психологически очень устойчивый регбист, он талантливый, креативно мыслящий на поле. Но начнем с того, что Паеа нет в составе. Он приехал и уехал. Для меня это загадка. Лаша Малагурадзе сильный, хороший регбист, игрок национальной сборной Грузии, но его вспыльчивость… Тогда, когда надо сосредоточиться и повести команду за собой, он начинает разговаривать с судьями, принимать решения на эмоциях. Десятый номер, как хукер, как девятый номер – это ключевые игроки, связывающие в одно целое игру команды. Профессионализм десятого номера и заключается в холодной голове, правильном принятии решений, способности завести команду. Паеа и Апикотоа играют с холодной головой. Получил травму в первом финале Тапу (Апикотоа, прим. авт.) и возникла проблема. У меня должны быть равноценные игроки. Когда команда играет, когда все идет – очень легко подстраиваться. Если появились трудности – должен быть лидер. Он должен успокоить команду и повести за собой. Над этим мы с Лашей работаем.
- Перейдем к Кубку Вызова. Два матча со «Стад Франсе» - победа и поражение в упорной борьбе. Два матча с «Эдинбургом» - крупные неудачи. Это команды разного уровня?
- «Стад Франсе» для нас знакомая команда. Мы смотрели вживую финал Кубка Вызова «Стад Франсе» - «Глостер», знали их состав. Накануне красноярского матча видели, как играли «Бордо» с «Енисеем-СТМ». Французское регби – это быстрое регби, к нему мы и готовились. На нашем стадионе, при наших болельщиках, которым мы задолжали победу в чемпионате России, ребята настроились как никогда. Особенно после того как «Бордо» разгромил «Сибтяжмаш», специалисты нам пророчили минус шестьдесят – восемьдесят очков. Это задевало. Повторюсь, психология игрока в регби много дает. Благодарен ребятам за отличную игру, а зрителям как понравилась наша победа!
Перед парижским матчем полтора месяца простоя. Мы не играли, а «Стад Франсе» готовился взять реванш. Игра получилась. Мы играли прекрасно, но опять нам не хватило профессионализма: надо было где-то дотерпеть, где-то выложиться из последних сил, где-то сыграть хладнокровно и попробовать добиться положительного результата.
«Эдинбург» другая команда. Видя, что мы обыграли «Стад Франсе», приехали в Москву сильнейшим составом. Новозеландский тренер шотландцев сразу сказал, что если бы «Эдинбург» недооценил соперникам, то проиграл. У нас же другая ситуация. Последний матч сезона, и так уже герои после победы над французами и совершенно другой настрой. Конечно, играли бы мы в Красноярске, все было бы немножко по-другому. Матчи с «Эдинбургом» были разные. В Москве мы проиграли в настрое, а в Шотландии в жесткости. Это самое плохое в регби. Ты должен жестко захватывать, жестко сносить, жестко бороться в молах, раках, должен постоянно соперника держать в напряжении. Когда этого нет, ты крупно проигрываешь. «Эдинбург» сплоченная команда, лучшие игроки Шотландии, костяк сборной Шотландии. После нашей игры в Москве у шотландцев были тест-матчи, в том числе главный с Новой Зеландией. В общей сложности на матчи национальной команды было приглашено 15 человек из «Эдинбурга». С новозеландцами на поле, включая замены, выходили 13 регбистов «Эдинбурга». Матч получился зрелищным и упорным. Шотландия даже могла победить, и было видно, как жестко они сыграли с новозеландцами, можно сказать в их ключе. Это не удивительно тренер «Эдинбурга» Ричард Кокерилл из Новой Зеландии. Я внимательно слежу за своими соперниками по группе, так вот Кокорилл в одном из интервью сказал: «раньше регбисты стремились сыграть красиво, зрелищно и думали о результате, а сейчас ищут клубы, где больше платят, хотя сами профессионализм не держат». И он ведет правильную политику в клубе, когда каждый игрок, прежде всего, должен выкладываться на поле, а потом уже думать о контракте. Мы знали перед вторым матчем, что первые двадцать минут «Эдинбург» будет нагнетать ситуацию на поле, играть максимально жестко. Если ты двадцать минут выдержал, не дал спуску, тогда будешь бороться от начала до конца. Смотрел их последний матч с «Глазго». Встретились одинаковые в плане стиля команды, жесткие, неуступчивые. И была равная игра – 18:17 выиграл «Эдинбург».
- «Эдинбург» считается, чуть ли не фаворитом Кубка Вызова.
- Может быть. Это очень хорошая команда, стиль игры даже не британский, а скорее новозеландский, но я не сбрасываю со счетов «Стад Франсе». У них сейчас будет два очных матча, самых важных. Если шотландцы пройдут французов, дальше будет легче. Но нельзя быть на таком пике, как сейчас «Эдинбург», все время. Они, конечно, пройдут в четвертьфинал, но что будет дальше? Шотландцы не очень любят играть с английскими клубами, там старые традиции и прогнозировать далеко я не берусь.
- Вы просматривали несколько матчей «Лондон Айриш». Какой стиль исповедуют? На кого похожи манерой игры на «Стад Франсе» или «Эдинбург»?
- Они играют в жесткое британское регби. Манерой похожи на «Эдинбург», также стараются быть максимально жесткими в единоборствах, раках, молах, стараются с первых минут подавить соперника. Но уступают «Эдинбургу» в подборе исполнителей. Если у одних основа – это костяк сборной Шотландии, плюс качественные легионеры, то у «Лондон Айриш» таких регбистов нет, что, впрочем, не делает их менее опасными соперниками.
- Какой результат устроил бы в Лондоне и в Тбилиси?
- Мы хотим побеждать. Нельзя быть на поле и не думать о победе. Главное выйти и отдать в матче все силы, все 80 минут отыграть на пределе возможностей. И учесть ошибки «Эдинбурга».