18.10.2018

Игорь Николайчук: «Даже с таким лазаретом, «Красный Яр» мог выиграть золото чемпионата».

Регбисты «Красного Яра» ушли в отпуск. Сезон окончен, но уже в середине ноября команда начнет готовиться к сезону 2019 года. К огромному сожалению, вернуть титул чемпионов России не удалось. Прошло две недели с момента второго финала, пора с холодной головой подводить итоги и делать выводы, чтобы на следующий год игра «Красного Яра» стала ярче, а результаты лучше. Главный тренер «Красного Яра» Игорь Николайчук ответил на вопросы официального сайта клуба.

- Сезон для «Красного Яра» закончен. Итоги неоднозначные. Проиграли путевку в Кубок Вызова, вышли в финал Кубка России и завоевали серебро чемпионат страны. Ваша оценка результатов?

-  Сезон 2018 года не окончен. Финал Кубка России будет в мае. Это единственная задача, которую нам удалось решить. Весной 2019 года мы можем выиграть трофей. Что касается других официальных турниров, то здесь мы не смогли добиться максимального результата. Не пробились в Challenge Сup, не смогли завоевать Кубок Юрия Николаева и не взяли золото чемпионата. Кубок Николаева могли выиграть, но главная задача была отыграть очки после поражения в первом матче от «Енисея-СТМ» за выход в Challenge Сup, мы не били штрафные и в результате в конце матча проиграли очко и упустили синицу в руках, то есть Кубок Николаева. Конечно, трудно было отыграть 25 очков после поражения в Краснодаре, но мы стремились. Это поражение, а мы играли первый официальный матч сезона, было крайне болезненным.

- Что случилось?

- Почему так плохо сыграли? Во-первых, регбисты оказались не готовы к жесткому судейству, во-вторых, сами совершали много простых ошибок. Во втором матче вели 26:10, но стали торопиться и опять допускать много ошибок и потерь.

- Показалось, перелом наступил, когда столб «Енисея» убежал со своей половины поля…

- Это вообще из ряда вон выходящая ситуация. Там целая серия ошибок. Перволинеец зачем-то поднял мяч, затем решил самостоятельно сделать проброс, 9-й номер, в свою очередь, не подсказал, не держал под контролем игру, а это его задача. Вообще в этом сезоне игра 9 и 10, особенно в решающих матчах, когда нужен был контроль игры, оставляла желать лучшего. Большинство провалов случилось из-за того, что 9 и 10 не контролировали, не вели игру.

- Тем не менее, в конце второго финала чемпионата России «Яр» повел 14:12, и был близок к третьей попытке, которая могла привести к овертайму. Почему так и не удалось в третий раз взломать защиту СТМ?

- Тренерский штаб заметил, вторую часть второго тайма наша команда играла хуже. Не только в финале. Причем, не из-за физической формы или технической подготовки, а из-за организации игры, которую не смогли обеспечить два человека. Десятый номер мозг команды, он не только должен вести игру, быть хладнокровным, но и проводить идеи тренерского штаба, играть то, что планировали перед матчем. Не надо скатываться на игру, когда кто-то из команды решил взять инициативу в свои руки, а 9 и 10 упускают контроль.

- Есть ли надежда, что Василий Дорофеев и Сергей Сугробов прибавят в следующем сезоне?

-  Все зависит от них. У Сергея Сугробова, хоть он и возрастной игрок, есть потенциал, и конкуренция, а у Василия Дорофеева, после травмы Рушана Ягудина, конкуренции как таковой, за место в стартовом составе, нет. Вот он и подрасслабился, стал много играть от себя, а это нельзя делать. Игра команды зависит от взаимодействия ключевых регбистов – 8, 9, 10 и 15 номеров. Они должны быть одним целым, но когда мозг команды 9 и 10 номера теряют контроль над игрой своей команды, ничего хорошего не будет. Василию Дорофееву надо играть дисциплинированно, а Сергею Сугробову больше разговаривать с партнерами.

- К Виктору Архипу (№8) и Василию Артемьеву (№15) вопросов меньше?

- Виктор Архип провел классный сезон, особенно концовку. И в атаке, и в обороне, и в желании был одним из лидеров команды. Василий Артемьев закрыл позицию 15-го номера. После ухода высококлассного Глена Хортона, мы долго искали игрока на эту позицию. Василий справился. Сейчас такая тенденция, 15-й номер – это не только надежный регбист на последнем рубеже, но и человек, который начинает атаки, при этом редко бьет ногой вперед. Василий сыграл надежно, очень хорошо, но он возрастной игрок и постоянно играть без отдыха, даже в Таганроге пришлось выпускать, ему трудно. Где-то перед решающими матчами надо бы давать Артемьеву отдых, но близкого к его уровню на этой позиции регбиста у «Красного Яра» нет.

- Вы опять о конкуренции?

- Честно скажу, не хватает глубокого состава, особенно на ряде позиций. В обойме должно быть не 17-18 равноценных регбистов, а хотя бы 25-27 человек, в идеале 30, чтобы было два игрока на место. Что произошло с Антоном Рябовым? У него был прекрасный сезон в 2015 году. Он играл девятого номера, пробовали достаточно успешно на 15-м номере. И начало 2016 года у Антона сложилось неплохо. Почему не пошло дальше? На 15-м номере Антон любит играть в старом стиле, поймал, ударил ногой, отыграл зону. Сейчас этого недостаточно. Что касается девятого номера… мне кажется, ряд игроков вполне комфортно чувствуют себя на скамейке запасных. Антону Рябову, Евгению Коломийцеву, Егору Зыкову я пожелаю больше стремления и желания быть в основе, выигрывать конкуренцию на тренировках у своих партнеров.

- Как вы оцениваете игру «Яра» в защите?

- В защите в этом году отыграли хорошо. Когда надо было перестроится и играть от своей защиты, не было особых проблем. Судя по пропущенным попыткам в чемпионате России, игра в защите получалась процентов на восемьдесят. Поэтому мне и удивительны те провалы в защите, которые случились во втором тайме первого финального матча. Полузащитники схватки перестали контролировать игру, держать мяч, а остальные совершили несколько ключевых ляпов в обороне и дисциплине. Конечно, Юрий Кушнарев очень хороший регбист, он начал искать слабости в обороне, бить в нашу слабую позицию. И мы на самых последних минутах пропустили попытку, которой не должно было быть. Может - это наше какое-то невезение. Мы в финалах, увы, часто получаем попытки в самом конце матча.

- В этом сезоне на «Яр» обрушилась  череда  травм. Прямо эпидемия какая-то. Отсутствие ряда ключевых игроков сильно повлияло на результаты команды?

-  Чтобы команда играла в одном ритме, тренеры должны иметь возможность передернуть состав: кому-то дать отдохнуть, кого-то попробовать на другой позиции, где-то выпустить молодого регбиста. Но те, кто выходят, не должны играть хуже, более того, они должны стремиться играть лучше конкурента. У нас, к сожалению, уже в начале сезона начались сбои. В апреле на тренировке серьезную травму получил Рушан Ягудин. И сразу потеряли конкуренцию на 9-м номере. Рушан и Василий – это два разных по стилю регбиста. Ягудин  взрывной, но больше прислушивается к советам 10-го номера, соблюдает игровую дисциплину. Не имеет значения – кто на 10-м номере Сергей Сугробов или Лаша Малагурадзе, Рушан добросовестно выполняет свою работу. Василий другой. Он где-то сам хочет повести игру, особенно в начале матча, где-то что-то придумать, сыграть нестандартно. Они два разных регбиста, но от этого тренерскому штабу только лучше. А вот когда сыграло колено у Ягудина, то выбора не осталось. А это всегда плохо. Затем мы теряем Виктора Гресева. На протяжении двух сезонов у Виктора болела поясница, врачи выяснили, что вся проблема в колене. Сделали операцию, потому дальше терпеть было нельзя. Потом проблема с плечом Олега Препелицэ. Если бы ему в Новосибирске не сделали операцию, неизвестно смог бы Олег дальше продолжить спортивную карьеру. В Таганроге теряем из-за нелепых травм Кирилла Голосницкого и Суниа Лату. Кирилл второй год подряд перед финалами получает травму: в прошлом году травму колена, в этом – сломал палец. Я бы мог его не выпускать в Таганроге, но ведь «Яр» поехал на двойной выезд в Таганрог, а затем нас ждал полуфинал в Монино. 25 регбистов, надо брать всю основу. Лату на тренировке ушиб ногу, а потом  выяснилось, что это перелом. Суниа вышел в Таганроге, пробежал 10 метров и все. Владимир Чабан получил травму колена, врачи сказали, что травма незначительная, он вышел на второй финал и, отыграв 10 минут, колено вновь дало о себе знать. Игорь Галиновский весь сезон оттарабанил и в регби-15, и в регби-7, тоже получил травму. После первого финала ездил в больницу с коленом, второй финал отыграл практически на одной ноге. Учитывая, что первую часть сезона пропустили Кирилл Готовцев и Азамат Битиев - наши проблемы с составом были слишком большими. Особенно в веере, где я не знал, как наскрести игроков на полноценную заявку. После окончания чемпионата у нас на операционный стол ложатся Богдан Федотко (плечо) и Владимир Чабан (колено).

Но я считаю, что даже с таким лазаретом мы могли выиграть золото чемпионата России и пробиться в Кубок Вызова.

 - Кого из регбистов могли бы выделить?

- Много ребят отыграли на высоком уровне. Я хочу отметить профессионализм Владимира Руденко. На сборе во Франции Володя получил сотрясение. Очень серьезное, но он работал, готовился к возвращению в основной состав. Затем съездил на Кубок европейских чемпионов по регби-7, получил травму ноги, но вновь начал работу по восстановлению, чтобы быстрее вернуться в строй. Его не устроило место на скамейке запасных, и когда в полуфинале в Монино, Руденко получил шанс, он его не упустил, сыграв как один из лидеров команды. Как результат, сейчас кандидат в сборную России.

- Ваша оценка игры первой линии?

- Разные ощущения и впечатления. В отборе на Кубок Вызова нормально сыграли и даже толкали «Енисей-СТМ». И в еврокубках выглядели хорошо в схватках с «Лондон Айриш» и «Стад Франсе». Такого количества штрафных, как в финале чемпионата России, у нас за статику не было. Много разговариваю с игроками, но может быть, где-то что-то упустил… Азамат Битиев и Кирилл Готовцев долго восстанавливались, их не хватало. Благодарен Грише Цнобиладзе. После такой травмы и операции, он сделал все что мог, отыграл хорошо. Даниил Шарабуркин 1999 года рождения тоже молодец, я честно скажу, если он дальше будет работать как профессионал, из него выйдет хороший столб. Но в таком амплуа, очень трудном, надо относится к себе с повышенной требовательностью. И дополнительно работать над собой.  

Почему так сыграли в финале? Я разговаривал с Мамукой Хечикови, он утверждал, у него все хорошо. Долго думал, кого ставить  на второй финал – Сионе Фукофуку или Кирилла Готовцева. Сионе допустил в первом матче две ошибки: один раз психанул, мы получили попытку, второй раз, только выйдя на замену, уронил мяч, и мы получили еще одну попытку. Такого уровня регбист не должен совершать подобные потери. В матче «Енисей-СТМ» - «Ла Рошель» первая схватка была назначена на 29-й минуте. Люди, настолько хорошо контролируют мяч, владеют своими нервами. Это показатель! Я не могу понять, почему у нас возникли проблемы в финале? Если ты не готов, скажи тренерам, в этом ничего плохого нет. Никогда тренер не будет осуждать регбиста, наоборот, лучше сказать правду, и просто дать сыграть другому. На финал надо выходить только с духом победителя. Наверное, я ошибся с Фукофукой. Он профессионал, да иногда нарушает игровую дисциплину, но это характерно для регбистов с островов Тонга, Фиджи и Самоа. Бывает, их захлестывают эмоции.

- Фукофука остается на следующий сезон.

- Конечно, никаких проблем.

- Есть ли прогресс в игре молодых нападающих Богдана Федотко и Александра Ильина? Смогли ли они заменить Гресева и Препелицэ?

- Могу отметить за трудолюбие, за характер Александра Худякова и Александра Ильина. Они наши воспитанники, проявляют характер и желание играть в основе. Ильин за последние два сезона сделал громадный шаг вперед, он настоящий профессионал.

Богдан Федотко долго был на вторых ролях. Ему искали место на поле, даже пробовали в четвертях. Наконец-то у него взыграло самолюбие. Человека неоднократно  вызывали в сборную России, президент клуба, тренеры постоянно разговаривали с Богданом, потому что с такими данными просто невозможно не заиграть на хорошем уровне. У Федотко в этом сезоне хорошие показатели, хорошее качество игры. Если бы Виктор и Олег не получили травмы, все равно Богдан и Саша Ильин получили бы шансы в серьезных матчах. Мы увидели, как они сыграли, выйдя в основе с «Енисеем-СТМ» в матче, который закончился 12:12. В этом году в третьей линии появилась конкуренция, когда тренерский штаб начал думать – кого ставить? Либо поставить регбистов от защиты, либо сыграть в более атакующее регби.

- По ходу сезона Лаша Малагурадзе закрепился на позиции центра, а Гиорги Пруидзе был передвинут на край.  Перестановки оправдали себя?

- Гиорги Пруидзе в грузинском клубе и в сборной страны всегда играл на краю. Это его позиция. Мы его попробовали в центре на 13-м номере, когда там играл Василий Артемьев. Были проблемы на 15-м номере и передвижением Василия туда, а Пруидзе в центр веера, мы решили проблему. И Артемьев, и Пруидзе сразу заиграли на новых позициях, но Гирги сильно зависим от 10-го номера. Когда на 10-м Малагурадзе или был Апикотоа, то у Пруидзе все прекрасно. Эти трое вообще понимали друг друга с полуслова, они подходят друг другу ментально, по технике обращения с мячом. Потом ушел Апикотоа, пришел Сугробов, связь нарушилась. Сергею надо больше говорить на поле, контролировать игру команды, это его единственная проблема. Сугробов чистый десятый номер, поэтому мы посчитали правильным вернуть Пруидзе на край, а в центр ставить Голосницкого и Малагурадзе. Лаша и Гиорги рядом, у них есть взаимопонимание, по-моему попыток от Пруидзе меньше не стало, а самое главное ему теперь  легче защищаться.

- Как вам работалось с Александром Алексеенко?

- Я пригласил Сан Саныча в апреле. После того как ушел Сиау Таумалоло, признаюсь, в одиночку очень трудно готовить команду, вести тренировочный процесс. Мы знали, что у Алексеенко закончились отношения с «Кубанью» и пригласили в «Красный Яр».

- Сработались?

- Да. Он опытный и грамотный специалист. Без проблем нашел взаимопонимание с регбистами. Мы часто спорим, обсуждая состав и игру команды, но ведь именно в споре рождается истина. Сейчас Сан Саныч в отпуске, мы с ним уже наметили план работы на следующий сезон, так что в ноябре вместе начнем готовить команду.

- Какая трасферная политика будет у клуба в межсезонье?

- После финала президент «Красного Яра» Сергей Иванович Чупров вызвал тренерский штаб, мы разговаривали о трансферной политике, где у нас больше всего проблем, где мы можем усилиться, чтобы создать глубину состава и создать конкуренцию на каждой позиции. На следующий год Кубок мира, поэтому сборников мы почти не будем видеть в клубе, то есть будут совсем другие условия. ФРР идет на компромисс, вроде разрешат 9 легионеров в заявке, а сколько на поле, пока не решено. Увеличение числа легионеров – это хорошо, потому что клубы, играющие в еврокубках, должны видеть и наигрывать легионеров, чтобы конкурировать с клубами ведущих европейских чемпионатов. Естественно, в «Красном Яре» трансферная политика будет зависеть от официальных решений ФРР по регламенту проведения чемпионата России-2019.