15.02.2017

Андрей Маху: «Красный Яр» и «Тимишоара» примерно равны

Новичок «КЯ» Андрей Маху в интервью нашим партнерам из газеты «Городские новости» рассказал о переходе в наш клуб, отметил атмосферу в команде и сравнил силу РК «Красный Яр» и румынской «Тимишоары Сарацинс», которым 1 и 22 апреля предстоит побороться в стыковых матчах Квалификации Chаllenge Cup.

Андрей Маху: “Регби зацепило меня сразу”

Автор: Павел Катцын («Городские новости»).

Молдавский регбист Андрей Маху до прихода в “Красный Яр” поиграл в “Кубани”, а также в Румынии и Италии. По общепринятым стандартам он пришёл в регби очень поздно, на за короткое время сумел добиться просто невероятного прогресса. Первоначально яровцы взяли Маху в аренду, чтобы усилить коллектив в еврокубковых поединках. Новый игрок пришёлся ко двору настолько, что уже в январе с ним был заключён полноценный контракт. “Стадион” не мог упустить возможность пообщаться с новобранцем яровцев, молодым регбистом с очень интересной спортивной судьбой.

Молдавский регбист Андрей Маху до прихода в “Красный Яр” поиграл в “Кубани”, а также в Румынии и Италии. По общепринятым стандартам он пришёл в регби очень поздно, на за короткое время сумел добиться просто невероятного прогресса. Первоначально яровцы взяли Маху в аренду, чтобы усилить коллектив в еврокубковых поединках. Новый игрок пришёлся ко двору настолько, что уже в январе с ним был заключён полноценный контракт. “Стадион” не мог упустить возможность пообщаться с новобранцем яровцев, молодым регбистом с очень интересной спортивной судьбой.

— Вы провели четыре игры в форме “Красного Яра”: в одной вышли на замену, в трёх начинали в стартовом составе. Какой из этих матчей больше всего удался именно Вам?

— Наверное, игра с немецким клубом, правда, соперник нам в классе уступал, и вряд ли эта игра может служить показателем. С испанцами неплохой матч получился.

— “Красный Яр” играет в другом стиле, нежели “Кубань”, освоились быстро?

— В “Кубани” основной акцент ставится на четвертных, а в “Яре” где-то 50 на 50 между схваткой и четвертными. В общем, освоился быстро, каких-то особых сложностей не возникло.

— За свою недолгую карьеру уже много где поиграли, а как в Вашей жизни вообще появился овальный мяч?

— В 2010 году я поступил в Молдавии в экономический университет, тогда и стал заниматься регби, причём пришёл в этот вид спорта по случайности. Начал играть за университетскую команду. Где-то через полгода пришло предложение из Румынии, отказался. В 2011 году был на сборах с “Енисеем-СТМ” в Турции, но не срослось. Затем вновь позвали в Румынию, на этот раз согласился. Перешёл в клуб “Фарул”, провёл там один сезон. Пригласили в “Тимишоару” — чемпион страны, — там также провёл год. А после поступило предложение от итальянского “Зебре”, который играет в сильнейшей лиге ПРО-12, там пробыл сезон. В Италии были проблемы с паспортом, я считался легионером, и удержаться в “Зебре” не получилось, в том числе и из-за этих проблем. Затем оказался в “Кубани”. В принципе меня всё там устраивало, но команде всё-таки не хватало опыта для борьбы за самые высокие места. В Краснодаре очень хорошо развита семёрка, но в большом регби противостоять лидерам тяжело.

— Получается, Вы начали заниматься регби в 2010-м, а уже через три года играли в ПРО-12. Это что, божий дар?

— Я бы не стал так говорить. Видимо, так получилось благодаря моей комплекции — во мне 205 сантиметров роста. Знаю только двух игроков-профессионалов таких же высоких: один из Шотландии, второй из Ирландии.

— Можете сравнить уровни румынского и российского чемпионатов?

— Они очень похожи. В Румынии, также как и в России, есть два флагмана, которые разыгрывают между собой чемпионство. Там больший упор делают на схватку. Но в последнее время стараются разнообразить игру. Подписали больше десятка островитян: тонганцев, новозеландцев, австралийцев и других — президент “Тимишоары” игроков оттуда очень любит.

— После Румынии ПРО-12 космосом не показался?

— Показался. Там совсем другой уровень. В своём дебютном матче попал на чемпионов. Для меня тот поединок стал холодным душем, я реально был в шоке: невероятные скорости игры, принятия решений — качество игры на высшем уровне. Будто ездил на “Жигулях”, а тебя посадили за руль болида “Формулы-1” и сразу выпустили на трассу.

— Почему в прежних клубах играли всего по году, Ваша инициатива?

— Да, я сам заключал контракты на один год. Считал, что так будет лучше для моего развития, как регбиста. “Тимишоара” предлагала договор на три сезона, но там и финансовые условия были не самые лучшие, да и не собирался я в Румынии так долго задерживаться. Понимал, способен добиться большего. К тому же в период роста длительные соглашения не выгодны. Заключишь многолетнее соглашение, и как бы ты ни играл, его пересмотр вряд ли возможен.

— С “Красным Яром” контракт тоже на год?

— Нет, в этот раз подписал на два года. Уже захотелось какой-то стабильности, что ли. Меня всё в клубе устраивает на сто процентов. За всю карьеру была только одна команда, где чувствовал себя не комфортно — и в игровом плане, и в общении с партнёрами, — но здесь и сейчас всё иначе. Есть ребята из Молдавии. С ними, конечно, общаюсь в первую очередь, но и с другими игроками отношения ровные и дружелюбные.

— Я всё-таки не понимаю, как можно было променять ПРО-12 на чемпионат России и тем более на середняка “Кубань”?

— Было лето, и я оказался в подвешенном состоянии: должен был отправиться во Францию, но меня подвёл агент. А тут подоспело предложение из “Кубани”, вот и решил попробовать.

— В Красноярск тогда не приглашали?

— От “Красного Яра” было предложение ещё два года назад, в “Енисей” тоже звали. Но тогда я сильно не рвался сюда. Боялся: холодно, климат совершенно другой, от дома далеко. Но, видимо, от Сибири, как и от судьбы, не уйти — чему быть, того не миновать. (Улыбается.)

— Вы впервые, наверное, столько снега увидели?

— Снега я видел и побольше — по миру поездил много. Но здесь, как мне показалось, страшный холод, в мой первый визит было минус тридцать — просто шоковые ощущения.

— В российском регби противостояние “Яра” и “Енисея” — самые важные матчи в сезоне. Успели заразиться от партнёров сверхпринципиальностью этих поединков?

— Конечно. С нетерпением жду первого в новом сезоне матча против “Енисея”.

— Вы много где поиграли, сколько языков успели выучить?

— Пять: румынский, русский, итальянский, французский и английский.

— И на всех свободно общаетесь?

— На французском и итальянском похуже. На английском свободно. Ну а русский и румынский даже не обсуждается. (Улыбается.)

— А думаете на каком языке?

— На румынском, конечно.

— Вы играете четвёртым либо пятым номером, комфортно в этой позиции?

— Я оптимально подхожу к игре во второй линии, ни в первую, ни в третью меня не тянет, да и не смог бы там быть эффективен из-за своего роста.

— С ростом более двух метров Вам была прямая дорога в баскетбол.

— А я и играл в баскетбол. Это вообще была моя мечта, с которой и поступил в университет. Тренировался много лет. Когда пришёл в регби, думал, что это на пару-тройку месяцев, а потом — только баскетбол. Но оказалось всё по-другому. Регби зацепил меня серьёзно и, похоже, навсегда. После первого же матча понял, что уже никогда не брошу этот вид спорта. Баскетбол был забыт. Я поймал какой-то невероятный кураж и спортивную злость. Несколько стычек в той самой игре состоялось, и я во что бы то ни стало хотел ещё раз встретиться с обидчиками на регбийном поле.

— Сейчас у Вас не самый интересный период — тренировки в зале, в основном физика. Рутина не напрягает?

— Может, период и не интересный, но самый важный. Предсезонка заряжает твои батарейки на весь год: хочешь не хочешь, но надо пройти её на максимуме, сжать зубы — и работать, работать.

— В Красноярске много профессиональных клубов, есть желание сходить посмотреть на матчи коллег из других видов спорта?

— Я всего две недели в городе. Пока никуда не выбирался, но есть огромное желание сходить на хоккей и на баскетбол, к футболу я тоже равнодушен.

— “Тимишоара”, скорее всего, станет следующим соперником “Яра” в еврокубке, тренеры Вас ещё не расспрашивали об этом клубе? Многое ли в румынской команде изменилось после Вашего ухода?

— За “Тимишоарой” я слежу. С того момента, как уехал, там мало что изменилось. Только в этом году ушли три хороших игрока, но не думаю, что это значительно ослабило румынский коллектив. Там сыгранный состав. Я думаю, уровень “Красного Яра” и “Тимишоары” примерно сопоставим.

— Есть какая-то регбийная мечта? Где бы хотели играть?

— Мекка клубного регби во Франции. Но там очень жёсткие правила для легионеров, огромная конкуренция. Практически все лучшие регбисты мира играют там. Огромное количество лучших игроков приходят в регби с семи-восьмилетнего возраста, а я пришёл в двадцать. Это создаёт определённые проблемы. Я, конечно, всю жизнь в игровых видах спорта, только мяч поменял на овальный, но всё-таки какие-то нюансы могу не заметить, как их видят те, кто занимается регби с самого детства. В общем, на ближайшие два года все мои мысли связаны с “Красным Яром”.

— Давайте пооткровенничаем о сборной Молдавии: как бы Вы оценили её уровень?

— У нас есть лидеры: Олег Перепелицэ, Вадим Кобылаш, Витя Архип и его брат. Я пока к лидерам не отношусь, слишком молод. Когда только начал играть за сборную, ребята мне много подсказывали, давали полезные советы, которые помогали. Если оценивать уровень нашей команды, то схватка, на мой взгляд, ничуть не хуже, чем у сборных России или Румынии. Но с четвертными просто беда. Ребята, играющие на этих позициях, профессионально регби не занимаются, тренируются фактически только со сборной. Вот недавно проиграли Швейцарии: занесли схваткой четыре попытки, они ответили двумя, но матч мы проиграли. Сегодняшнее регби очень скоростное. А мы играем очень медленно. Сила есть, а вот скорости катастрофически не хватает.

— Насколько эта игра популярна в Молдавии?

— Популярность растёт. Но до футбола, конечно, далеко. В Кишинёве регби любят, однако в маленьких городах нет ни инфраструктуры, ни тренеров, поэтому там этот вид спорта практически не знают.

— Перед “Красным Яром” всегда стоят максимальные задачи. В прошлом сезоне клубу не хватило совсем чуть-чуть: видели тот матч с “Енисеем”, в котором судьба золотых наград решилась в самой концовке?

— Да, я видел ту игру. Весь поединок прошёл в равной борьбе, в концовке, казалось, яровцы склонили чашу весов в свою пользу и победы не упустят, однако последние секунды всё перевернули. Это — регби, так бывает. Поражение обидное, но ребята стали по-спортивному злее, и в новом сезоне мы приложим все силы, чтобы вернуть титул.

— Задачи команды понятны, а для себя какие-то персональные цели наметили на этот сезон?

— Развитие и самосовершенствование. Полностью влиться в командную игру “Красного Яра”, стать в коллективе своим человеком. Ну и, конечно, хочется выигрывать — везде и всегда!